- АВГУСТА 23
-
ДЕНЬ РАЗГРОМА СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК В КУРСКОЙ БИТВЕ (1943 год)
Одна из ярчайших страниц в летописи боевой славы советского народа и его Вооруженных Сил – Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она развернулась в дни, когда еще только начался отсчет третьего года ожесточенного противоборства Советского Союза и фашистской Германии, и пришлась как бы на его середину: два неимоверно тяжких для страны военных года ежу позади и почти столько же впереди. Продолжавшаяся менее двух месяцев – с 5 июля по 23 августа 1943 г. – эта битва по напряженности, военно-политическим результатам, количеству принявших в ней участие сил и средств в ряду величайших сражений не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны в целом. По этим показателям она значительно превзошла и Московскую, и Сталинградскую битвы. Здесь, в самом центре советско-германского фронта, в районе так называемого Курского выступа (душ), на сравнительно небольшом пространстве размером около 600 км в ширину и до 1500 в глубину столкнулись две гигантские по своему составу группировки вооруженных сил, в изобилии оснащенные самой совершенный по тому времени боевой техникой. В упорные, кровопролитные оборонительные и наступательные сражения на Земле и в воздухе с обеих сторон были последовательно вовлечены свыше 4 млн человек, около 70 тыс. орудий и минометов, более 13 тыс. танков и самоходных орудий, до 12 тыс. боевых самолетов. С немецкой стороны в них участвовали свыше 100 дивизий, или более 43 проц. от числа находившихся на Восточном фронте, при этом подавляющее их большинство специально готовились для нанесения удара с решительными целями и были лучшими, наиболее боеспособными в составе вермахта. Около 30 проц. соединений и, имевшихся в действующей Красной Армии, участвовала в битве с советской стороны.
В невиданных по накалу боях на Курской дуге вполне справедливо получившей впоследствии название Огненной, победу одержали советские воины, о силу оружия, боевое мастерство, железную стойкость и мужество которых разбился, а затем был повернут вспять бешенный натиск отборных войск нацистской Германии. Враг понес невосполнимые потери. По престижу гитлеровской военной машины был нанесен сокрушительный удар. В результате поражения вермахта окончательно утратил стратегическую инициативу, его наступательная стратегия потерпела полный крах.
Обстановка на советско-германском фронте к лету 1943 года
Курская битва являлась логическим продолжением развития событий на советско-германском фронте зимой и весной 1943 г. В начале февраля, после завершения разгрома войск фашистской Германии и её союзников под Сталинградом, соединения и части Красной Армии развернули наступление на юго-западном стратегическом направлении. К середине февраля они находились западнее Курска и Харькова и постепенно продвигались к Днепру. В ходе зимних боев гитлеровцы потеряли практически все, что им удалось захватить летом и осенью 1942 г. С тем, чтобы исправить положение, остановить наступление Красной Армии и попытаться вернуть утраченную стратегическую инициативу, немецко-фашистское ко-мандование предприняло во второй половине февраля и в марте 1943 г. крупное контрнаступление силами группы армий «Юг» на харьковском направлении и в Донбассе.
На первом этапе этого контрнаступления, с 19 февраля, внезапный танковый удар был нанесен по войскам правого крыла Юго-Западного фронта, выдвинувшимся к Днепропетровску и Запорожью. В развернувшихся ожесточенных сражениях противнику удалось оттеснить советские войска от Днепра и вынудить их к концу февраля отойти на восточный берег Северного Донца.
4 марта начался второй этап контрнаступления, в ходе которого соединения теперь уже левого крыла Воронежского фронта, не выдержав натиска превосходящих сил гитлеровцев, вынуждены были отступать. Вновь оставив города Харьков, а затем и Белгород, войска фронта к 25 марта отошли на рубеж Краснополье, Белгород, левый берег реки Северский Донец до Чугуева, образовав южный фас Курского выступа.
В ходе контрнаступления противник продвинулся на восток на 110-150 км, однако выполнить поставленную цель – овладеть стратегической инициативой – не сумел.
На западном стратегическом направлении в феврале-марте 1943 г. советское Верховное Главнокомандование также пыталось решать активные задачи. Здесь была предпринята попытка разгромить немецко-фашистскую группу армии «Центр», а в частности её орловскую группировку. Однако сделать это не удалось. Действовавшие в районе Орла войска левого крыла Западного и Брянского фронтов смогли лишь вклиниться в расположение противника на 10-30 км, а глубина продвижения переброшенных сюда к концу февраля из-под Сталинграда соединений и частей Донского (с 15 февраля – Центральный) фронта составила около 60 км. В результате этих действий во второй декаде марта образовался северный фас Курского выступа.
Таким образом, в итоге военных действий зимой и весной 1943 г. в районе Курска образовалось своеобразное начертание линии фронта в форме большой дуги, глубоко (до 200 км), вдававшейся в расположение противника. Особенность сложившейся ситуации состояла в том, что находившиеся в этом выступе войска Центрального и Воронежского фронтов реально угрожали флангам и тылам немецких групп армий «Центр» и «Юг». В свою очередь вражеские группировки, занимавшие орловский и белгородско-харьковский плацдармы, имели благоприятные возможности для нанесения фланговых ударов с севера и юга по советским войскам, оборонявшимся в районе Курска.
В целом в ходе зимней кампании 1942/43 г. Красная Армия добилась крупных стратегических успехов, положивших начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. Вырвав стратегическую инициативу из рук врага, её войска на огромном фронте с тяжелыми боями продвинулись на запад до 600-700 км, освободив территорию площадью свыше 490 тыс. кв. км. Миллионы советских людей были вызволены из фашистской неволи. Обстановка на советско-германском фронте решительно изменилась в пользу Красной Армии.
И все же к лету 1943 г. Германия обладала еще достаточно большими возможностями для продолжения войны и проведения крупных наступательных операций. Общая численность её вооруженных сил достигала 10,3 млн человек, из которых в сухопутных войсках (без частей СС) насчитывалось 6 600 тыс. солдат и офицеров, в том числе в действующей армии – 5 300 тыс. На вооружении вермахта состояли 77 тыс. орудий и минометов, 15 тыс. танков и са-моходных орудий, 6,3 тыс. боевых самолетов. Бронетанковые войска (панцерваффе), которым наряду с авиацией (лювтваффе) гитлеровское руководство придавало решающее значение, были объединены в 28 танковых и 13 моторизованных дивизий. На советско-германском фронте действовали 4 группы армий, 8 полевых и 4 танковые армии, 4 воздушных флота, 196 дивизий (около 67 проц. от общего состава), в том числе 20 танковых и 6 моторизованных. В них имелось 4800 тыс. человек, 51 тыс. орудий иминометов, 5600 танков и штурмовых орудий, 2700 боевых самолетов. Кроме немецких, продолжали участвовать в боевых действиях и 32 дивизии и 8 бригад союзников Германии, в том числе одна танковая дивизия (финская) и одна моторизованная (словацкая), общей численностью 525 тыс. солдат и офицеров, около 5250 орудий и минометов, 250 танков, 280 самолетов. Таким образом, в распоряжении германских генералов имелись к лету 1943 г. 232 дивизии, что на 42 больше, чем в июне 1941 г.
И тем не менее, несмотря на предпринятые в первой половине 1943 г. в рейхе чрезвычайные меры по форсированию военной экономики и всемерному наращиванию боевой мощи вооруженных сил, проведение тотальной мобилизации с целью выполнения огромных потерь, понесенных главным образом на Восточном фронте, нацистскому руководству все же не удалось добиться численного перевеса над войсками Красной Армии. И, если к июлю 1943 г. количество личного состава в действующих советских частях и соединениях (6,5 млн человек) всего лишь немногим более, чем на пятую часть превышало численность противника, то по числу боевой техники (103 тыс. орудий и минометов, около 10 тыс. танков и САУ, 8,4 тыс. боевых самолетов) они имели ощутимое превосходство.
Трагические события, тяжелые поражения и колоссальные потери первого года Великой Отечественной войны, ошибки и промах второго не прошли даром для советского военно-политического руководства. Государственный Комитет Обороны (9КО), Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) и Генеральный штаб извлечь их двухлетнего военного опыта важные уроки и сделать необходимые выводы. Результатом этого явилась более реалистическая оценка соотношения сил и потенциальных возможностей противоборствующих сторон. На более высокий уровень поднялось качество стратегического планирования и руководства войсками, подготовки и проведения крупномасштабных операций. Основным танком по-прежнему оставался Т-34, который по всеобщему признанию, в том числе и противника, был лучшим танком Второй мировой войны. В войска начали поступать новые самоходно-артиллерийские установки СУ-122, СУ-152, истребители Як-7Б, Як-9, Ла-5ФН, а также другие более совершенные образцы вооружения.
Творческое использование фронтового опыта по-высило боевое мастерство советских солдат и офицеров. Они научились выдерживать и отражать натиск вражеских войск, особенно танковых и моторизованных, решительно наступать, окружать и уничтожать оказавшегося в «котле» противника. Более гибким и профессиональным стало искусство командиров и военачальников различных рангов.
В конце марта 1943 г. после ожесточенных зим-них сражений, следовавших одно за другим, на советско-германском фронте установилось относительное затишье, за исключением района Кубани, где продолжались воздушные сражения за завоевание господства в воздухе; линия фронта на какое-то время стабилизировалась. Трехмесячная стратегическая пауза, длившаяся до конца июня 1943 г., была использована обеими воюющими сторонами для выработки новых стратегических решений и подготовки к возобновлению активных действий.
Энциклопедия РВСН. 2013.